К 70-летию освобождения Севастополя от фашистских оккупантов.

Новости

В городе-герое Севастополе Нахимовская площадь широка и велика. На том месте, где до войны стоял Дом Флота имени Шмидта (бывшее морское собрание) - сквер пышный и уютный. В глубине его мощная, в современных грубоватых формах, мемориальная стена. Правая сторона занята поверху барельефной фигурой матроса с автоматом в руках, а по низу, на гранитных досках по всей длине стены высечены названия кораблей, воинских частей и городских организаций, участвовавших в обороне Севастополя в 1941-1942 годах, имена героев Советского Союза, награжденных за Севастополь.

Среди названий  боевых гвардейских кораблей, таких как крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Ташкент», эсминец «Сообразительный» и другие, высечены названия судов гражданского (торгового) морского флота. И среди них название лесовоза  «Анатолий Серов».

В городе - герое Новороссийске  на кладбище Кабахаха-2 тоже есть памятник, где на мраморе высечено изображение лесовоза т/х «Анатолий Серов» и его капитана, капитана дальнего плавания Третьякова Корнея Кононовича. С 27 мая 1941 года по ноябрь 1945 года Третьяков К.К. бессменный капитан легендарного т/х «А Серов». Вспоминая те дни,  контр-адмирал Василий Николаевич Ерошенко, бывший командир лидера «Ташкент», встречаясь с капитаном Третьяковым и другими моряками, впоследствии написал  в своей книге «Лидер «Ташкент»: «Постоянно соприкасаясь с моряками  гражданских судов при проводке конвоев, я проникался все большим уважением к этим мужественным людям. Казалось естественным, что они, плавая много и далеко, весьма опытны в борьбе с морской стихией. Но война все же не была их делом. Думали ли они, что придется прорываться под огнем в осажденные врагом порты, заделывать пробоины от бомб и снарядов? А ведут в таких походах геройски».

Писатель Константин Симонов, будучи военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», в 1942 году возвращаясь из Крыма из порта Феодосия на лесовозе «Анатолий Серов» отзывается о моряках так: «Это были геройские ребята, но обижаются, что статуса участников войны не имеют, хотя отбиваются от бомбардировщиков, торпедоносцев, подводных лодок и торпедных катеров наравне с артиллерийскими расчетами пушек и зенитных пулеметов, и наравне с ними несут боевую вахту у пушек и пулеметов».

О капитане Третьякове К.К. и т/х «А. Серов»

Третьяков Корней Кононович родился в 1917 году 7 декабря на побережье Азовского моря в г. Бердянске. О людях этого года рождения наш народ с любовью говорит: ровесники Октября. И это не случайно. На долю этого поколения выпал тяжелый путь испытаний  и лишений, который прошла наша страна. В 1921 году умерла мать, в 1922 году – отец. Осталась многодетная семья – 6 детей - сироты. Старший брат, 4 сестры и 4-летний Корней. Две сестры умерли в 1925 году,

старший брат и две сестры потерялись и младший из Третьяковых -  Корней – не смог их найти. Добрые люди и Советская власть не дали погибнуть малолетнему Корнею. Мальчик воспитывается в детском доме, проявляет пытливость, любознательность и незаурядные способности.  В 1931 году оканчивает школу, ФЗО и работает токарем на заводе. Но море, к которому с детства привык, неудержимо, с необъяснимой силой влечет к себе. И с 1933 года Корней Третьяков посвятил себя морю и с тех пор судьба его неразрывно связана с морем.  Сначала он плавает юнгой, потом матросом, затем рулевым на судах по Азовскому и Черному морях.  Страна строит флот, которому нужны квалифицированные командные кадры. Корней Третьяков оканчивает курсы для судоводителей маломерных судов и плавает уже на должности младших помощников капитана. Но пытливый ум и стремление к знаниям делают свое дело. В 1941 году успешно заканчивает морской политехникум в Ростове-на-Дону. Выдерживает экзамен на звание штурмана дальнего плавания и получает диплом с отличием. Перед молодым моряком открываются широкие морские просторы. Молодой штурман имеет отличные знания, хорошую морскую выучку и опыт.  Он заслуженно получает назначение на должность старшего помощника капитана на лесовоз  «Анатолий Серов».

22 июня 1941 года – война с фашистской Германией тяжелым бременем легла на плечи советского народа. Корней Третьяков понимает, что для Родины настала пора тяжелых испытаний. Тяжелые бои идут на протяжении всего огромного фронта  -  от Черного до Баренцева моря. Идет мобилизация всех сил на борьбу с врагом. Сверстники идут на фронт с оружием в руках защищать свою страну и все, что создано трудом народа. Военная судьба распорядилась так,  что Третьякову пришлось остаться на т/х «А. Серов». Теплоход вооружился, на нём устанавливаются пушки и две зенитные артиллерийские установки для отражения атак самолетов, подводных лодок, торпедных катеров. Начались огненные рейсы в осажденную Одессу, Севастополь, Новороссийск. На фронт – военное снаряжение, технику, боеприпасы, войска, а назад – раненных, детей, женщин, эвакуированное население, ценные грузы, оборудование.

В конце 1941 года, перед Новым годом,   т/х «А. Серов» участвует в высадке морского десанта в г. Феодосия. Во время этих фронтовых рейсов в осажденные Одессу, Севастополь, Керчь, Феодосию, Новороссийск и Туапсе экипажу «А. Серов» приходилось отбивать жестокие атаки самолетов бомбардировщиков, торпедоносцев, торпедных катеров, подводных лодок.

Теплоход «А. Серов», грузоподъемностью 3000 т в конце мая 1942 года доставил в осажденный Севастополь 3 700 т военных грузов. Во время выгрузки у причала при жестокой бомбежке одна из бомб попала в трюм №2. Судно осело носом у причала на грунт. Моряки во главе с капитаном Третьяковым обеспечили выгрузку всего груза. Военные моряки помогли заделать пробоину и восстановить плавучесть судна. В течение восьми суток шла борьба за спасение транспорта. И все это время фашистские самолеты не оставляли теплоход в покое: экипаж выдержал 77 налетов вражеской авиации. Два самолета были сбиты метким огнем судовых комендоров.

За мужество и отвагу, своевременную доставку пополнения и боеприпасов, командующий обороной Севастополя адмирал Ф. Октябрьский объявил благодарность.

1942 год. Битва за Кавказ, оборона Новороссийска. У берегов Кавказа транспортные моряки, как и раньше, вместе с армией и военно-морским флотом принимали участие в боевых операциях, доставляли на нужные участки фронта пополнения, технику, боеприпасы. Они подвергались атакам подводных лодок, вступали в смертельную схватку с бомбардировщиками и торпедоносцами противника.

Особенно тяжелые испытания выпали на долю экипажа т/х «А. Серов»  12 августа 1942 года. Теплоход, еще не полностью устранивший повреждения в мае во время бомбежек в Севастополе, по приказанию военного командования выходил из порта. Вражеская авиация в течение 2 часов сбросила на теплоход свыше 100 бомб. Одна из них попала в трюм № 4. Судно начало быстро тонуть. Капитан Третьяков К.К. принимает решение посадить судно на грунт в районе м. Шесхарис и принять водяной балласт в танки двойного дна (для надежности, чтобы судно случайно не сошло с грунта под воздействием ветра, волнения и течения). В той схватке шесть членов экипажа получили ранения. Военное командование приняло решение подорвать судно и затопить. Из порта были направлены два буксира, но попытки снять судно с грунта не увенчались успехом. А т/х «А. Серов» продолжали бомбить немецкие самолеты. Капитан Третьяков принял решение спасти судно. Весь экипаж перебрался на берег и длительное время укрывался в лесных зарослях. Моряки взяли с собой оружие, ценные приборы, часть продовольствия.  В ночное время возвращались на судно и устраняли повреждения. Капитан Третьяков и помполит Бурлаков В.И.  рассказали экипажу план действий: днем они будут маскироваться в лесу и отдыхать, а ночью проводить ремонт судна. В течение 8 суток с наступления сумерек, небольшие ремонтные бригады добирались до «Серова» и до утра ремонтировали судно, устраняя полученные боевые повреждения. Неутомимо работал В. Батюшков – один из ветеранов экипажа. Вместе с матросом Шевченко он заделывал мелкие пробоины в корпусе судна: ныряя с кувалдой в трюмы, заполненные водой или за борт, моряки наощупь обнаруживали и забивали деревянными чопами (пробками) около 200 пробоин. Комсорг судна Швидский возглавил бригаду молодых моряков, которые помогали механику А. Высоцкому ремонтировать машину. Боцман Ерохин и М. Яровой изготовили пластырь по размерам пробоины. С помощью этого пластыря временно заделали пробоину бетоном.  Неутомимым организатором всех работ был капитан Третьяков. Когда все основные работы были выполнены, главная машина и механизмы введены в строй и апробированы в работе, запросили помощь из порта. Ночью прибыл начальник морской инспекции капитан М. Григор, привел портовый буксир «Дельфин», небольшой плавкран и 2 мотопомпы для откачки воды из трюма. Спасательные работы закипели с новой силой. С помощью буксира завезли якоря, откачали воду из трюмов и водяной балласт из танков двойного дна и с помощью буксира, выбирая завезенные якоря и работой главной машины на задний ход, сошли с грунта. Это произошло 20 августа 1942 года.

Теплоход «А. Серов» своим ходом дошел до п. Поти, который в то время был базой флота.

Враг неоднократно сообщал о гибели т/х «А. Серов». НО благодаря мужеству и героизму экипажа  и его капитана Третьякова К.К. «Серов» вновь из «потопленных» вернулся в строй.

К.К. Третьяков совершил 35 фронтовых рейсов в Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск, Туапсе, перевезя 7 670 тт. боезапасов, 10 630 бойцов, вывез 11 112 человек раненых, 7 400 чел гражданского населения (женщины и дети).

В 1943 году капитану Третьякову присвоено звание «Почетный работник Морского флота».

В 1945 году за активное участие во всесоюзном социалистическом соревновании в дни Великой Отечественной войны, образцы труда, за проявленный героизм по доставке военных грузов фронту, народному хозяйству, передан на вечное хранение вымпел НКМФ на т/х «А. Серов», т/х «Курск», т/х «Тракторист», танкер «Кремль».

С 1945 по 1948 годы Третьяков идет в дальнее плавание старшим помощником капитана, чтобы отработать  ценз на звание капитана дальнего плавания. В 1948 году в соответствие с Кодексом торгового мореплавания СССР» получает диплом капитана дальнего плавания. В 1949 году повышает квалификацию при Ленинградском высшем морском училище и оканчивает годичные курсы с отличием.

В 1950 году Третьяков принят в ряды ВКП (б) на д/э «Россия». С 1954 года капитан Третьяков командует танкерами Черноморского пароходства. В 1958 году ему присвоено звание «Лучший капитан ММФ». С 1961 года – общественный капитан-наставник Черноморского пароходства. С образованием Новороссийского морского пароходства капитан Третьяков командует крупнотоннажными танкерами.

1967 год. Ровесник Октября, капитан Третьяков К.К. встречает этот праздник и свое 50-летие, командуя крупнотоннажным танкером «Морис Торез». Экипаж поздравляет своего капитана в стихах:

Он в меру строг, но честен беспредельно.

В труде морском примером служит нам.

Нам всем, и каждому отдельно

С большой заглавной буквы -  Капитан.

С 1969 года ветеран флота капитан  Третьяков К.К. утвержден в должности капитана-наставника Новороссийского морского пароходства и усиленно трудился до выхода на пенсию.

Сегодня не принято говорить о наградах, полученных во время войны за совершенные подвиги и трудовых заслугах, полученных во время восстановления разрушенного во время войны народного хозяйства и его развития в последующие годы. Однако перечислить боевые и трудовые награды капитана Третьякова К.К. следует: Орден Красного знамени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу в Великой отечественной войны 1941 – 1945гг». Уже после войны награжден орденом «Отечественной войны» II степени. Трудовые награды после войны: Орден «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия  со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», юбилейные медали в честь Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.» -  20 лет, 30 лет, 40 лет, 50 лет, 60 лет. Однако официально капитан Третьяков К.К. в Великой отечественной войне не участвовал.

Служба мореплавания Новороссийского морского пароходства в 1975 году устранила эту несправедливость. Капитану Третьякову официально присвоили статус участника Великой Отечественной войны. Когда были представлены документы о наградах за выполнение заданий военного командования, военком сказал с горечью: «Вы знаете, сколько таких людей, как Третьяков, не имеющих статуса участника войны?» Военком, боевой офицер, участник ВОВ, внес запись в военный билет  о том, что «с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года участвовал в ВОВ по вольному найму». Поздравил Третьякова как участника войны и официально принес извинения за допущенную несправедливость. За спасение т/х «А. Серов» 12-20 августа 1942 года капитан Третьяков был представлен к званию Героя Советского Союза. На запрос архива МО по данному вопросу был получен отрицательный ответ. А дело в том, что когда «А. Серов» своим ходом пришел на базу в п. Поти, то, как оказалось, в ставку главного командования сообщили о гибели теплохода в порту Новороссийск.

Судьба т/х «Анатолий Серов» после окончания войны сложилась трагически. В феврале 1949 года «А. Серов» на траверзе Севастополя во время шторма, утром, подорвался на плавучей мине. Судно шло с грузом руды и затонуло в течение нескольких минут. Экипаж был бессилен спасти судно. Удалось спастись и выжить 7 членам экипажа. Среди них был матрос Шевченко, впоследствии капитан судов загранплавания Черноморского морского пароходства.

Капитан Третьяков К.К. имеет ведомственные награды: почетный работник Морского Флота в 1943 году, почетные грамоты ЦК ВЛКСМ в 1943 году, Почетные грамоты от министров МФ Ширшова, Бакаева В.Г., Гуженко Т.Б., и руководства Новороссийского морского пароходства  в 1967, 1968г, 1973 г, 1974 г.  Победитель соцсоревнования в 1973 году.

Капитан Третьяков К.К. воспитал плеяду капитанов Новороссийского ордена Октябрьской революции морского пароходства. Среди них – капитан Стародубцев Виталий Георгиевич – награжден знаком «За безаварийную работу 30 лет», талантливый моряк, издал книгу своих стихов, среди которых есть посвящение ветеранам войны. 

Памятник на могиле капитану Третьякову и т/х «Анатолий Серов» поставлен вдовой Третьяковой Ниной Ивановной, сыном Юрием Корнеевичем и с помощью Совета ветеранов войны и военкомата города Новороссийск.

Имя «Корней Третьяков» на борту судна достойно быть потомству в пример.

Писатель Петр Сажин в своей книге «Севастопольские хроники» пишет: «Торговый флот нес большие потери во время оккупации немцами Крыма: разбито много причалов, сожжены склады, изуродованы подъездные пути, растащено шкиперское имущество и потоплены лучшие комфортабельные суда: «Крым», «Грузия», «Армения», «Абхазия».

А сколько грузовых транспортов лежит на дне! Сколько смелых моряков погибло на своих постах, чапая на тихоходных, неуклюжих судах с Кавказа в Одессу и Крым!

Тяжко и смертельно жутко было ходить среди мин под бомбами – пушчонки, стоявшие на торговых судах - «моральный фактор», а не оружие.. И все же моряки транспортного флота безотказно перевозили раненых, оружие, боеприпасы, продовольствия и войска, зерно, станки, рабочих и население.… Э! Да разве можно рассказать о великой доблести моряков торгового флота! Подвиги многих из них не вознаграждены до сих пор».

Но на этих тихоходных и неуклюжих судах капитаны умело маневрировали, уклоняясь от бомб и торпед. Из этих «пушчонок» моряки сбивали самолеты-бомбардировщики и торпедоносцы, иногда выходили победителями в надводном бою с подводными лодками (п/х «Уэллен», капитан Малахов Николай Никитович, впоследствии начальник Дальневосточного пароходства, Герой социалистического труда, начальник главного пассажирского управления ММФ).

Во Владивостоке морякам торгового флота, дальневосточникам, погибшим во Второй мировой войне, в центре города установлен памятник.

В английской колонии Гонконг в центре города Виктория установлен памятник морякам торгового флота, погибшим во второй мировой войне. На памятнике склонены гос. флаги Великобритании, США, СССР, Греции, Германии, Японии.

В городе-герое Новороссийск, в центре города на мысе любви  установлен замечательный монумент рыбакам сейнера «Уруп», погибшим в 1949 году во время урагана в районе порта Поти. Памятник установлен рыболовецким колхозом «Черноморец».

За годы второй мировой войны на всех бассейнах страны погибло 310 судов торгового флота и десятки судов рыбной промышленности и других ведомств.

Новороссийск – город-герой, неофициальная столица танкерного флота, и в этом морском городе следует установить памятник морякам торгового флота и погибшим во второй мировой войне и живым в честь боевых и трудовых подвигов, совершенных ими и в назидание потомству. Новороссийцам надо подумать об этом.

В.И. Платицын, капитан дальнего плавания.